Search Menu

Какую корову резать? Оцениваем рентабельность направлений бизнеса

Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда владельцы бизнесов имеют сразу несколько различных по своей деятельности компаний.

Например, это могут быть небольшой завод по производству мебели, кафе и консалтинговая компания. Часто в таких случаях руководителям требуется видеть полную картину деятельности их бизнеса, как в целом, так и с разбивкой по конкретным направлениям. Понимать, насколько они прибыльные или убыточные, какова отдача на вложенный капитал от каждого из направлений бизнеса, из чего складывается себестоимость и какую сумму она составляет.

Это скорее касается среднего бизнеса. В малом бизнесе намного чаще встречается, когда бизнес (компания) один, но в нем есть различные направления, как правило, представленные в виде отделов или департаментов.

Например, в консалтинговом бизнесе, это может быть отдел по абонентскому обслуживанию клиентов и проектный отдел. Или компания занимается производством и установкой окон и, одновременно, торговлей сантехникой. Это, совершенно различные по структуре направления деятельности, которые хотелось бы четко контролировать и видеть, какую часть доходов и расходов они составляют в общем котле.

Особенно важно проводить контроль различных бизнесов или направлений бизнесов в периоды спада в экономике. Связано это, как правило, с серьезным падением объемов продаж. Тут уж не до шуток.

Необходимо четко представлять, какое из направлений бизнеса позволит компании находиться на плаву, а от каких нужно срочно избавляться или сокращать их до минимума, оставляя лишь работу с текущими наиболее прибыльными клиентами. При этом нельзя терять ни одного дня, ведь каждый день это направление будет вытягивать из бизнеса так необходимые в кризисе денежные ресурсы.

Если мы говорим об автоматизации бизнесов одного владельца, то часто проблемой является то, что на них установлены абсолютно различные программные продукты, никак не стыкующиеся друг с другом.

В основном, это происходит по причине отсутствия единой концепции управленческого учета и развития информационных технологий. Данное положение вещей накладывает дополнительные сложности в сопоставлении данных при сравнении бизнесов. К примеру, в одной компании (отделе/департаменте) стоит «1С», в другой учет ведется в excel, а в третей вообще все записывается в большой тетрадке.

Если нет единой концепции управленческого учета по различным бизнесам, то возникает еще и такая проблема, как недостаток нужной информации. Связано это, прежде всего, с человеческим фактором.

Подчиненные, готовя отчеты для руководителя, в каждом направлении делают ставку на своё видение предоставляемых отчетов. Подобных разношерстных отчетов у руководителя в конце месяца может накопиться довольно большое количество. Конечно, и по ним можно делать выводы и принимать управленческие решения, но сколько ресурсов это будет отнимать, вместо того, чтобы направить эти усилия в область развития бизнеса?

Вот почему сложно сделать выбор того, какое из направлений бизнеса резать в кризис.

Продолжение следует…

(с) Николай Мрочковский, Дмитрий Пучков, фрагмент из книги "1С: Реальное управление малым бизнесом"

Leave a Comment

Required fields are marked *.