Search Menu

ABC и XYZ анализ

Для того, чтобы решить проблемы с выбором наиболее эффективных или важных с точки зрения ведения бизнеса номенклатурных позиций, стоит использовать механизм ABC-классификации товаров по степени важности и XYZ-классификацию товаров по классам стабильности определенных товаров:

  1. Необходимо определиться с объектами ABC-анализа.;
  2. Вы должны определиться с параметрами, которые вы хотели бы проанализировать;
  3. Определить значения для каждого из классов ABC-классификации, Лучше всего делать это основываясь на правиле Паретто:
    1. Класс А – товары, на которые приходится 80% продаж;
    2. Класс Б – оставшиеся 15% продаж;
    3. Класс С – нижние 5%.

Если же совместно с АВС вы еще используете и XYZ-анализ товаров, то для него вам необходимо также определить приемлемые показатели по классам стабильности продаж товаров:

  1. Класс X – наиболее стабильно продаваемые товары;
  2. Класс У – товары, которые приобретаются менее стабильно;
  3. Класс Z – товары, которые покупаются очень не стабильно.
  4. Имейте ввиду условности вашего расчета и проводите его хотя бы за несколько периодов, чтобы выявить динамику.
  5. Не забывайте анализировать полученные данные, для того, чтобы делать правильные выводы по управлению бизнесом.

Рекомендации касаемых товарного запаса:

  1. У вас в наличие всегда должен быть запас основных товаров, необходимый для осуществления вашего плана продаж;
  2. Помните о страховом запасе, на не предвиденные случаи;
  3. Сезонный запас. Даже если в прошлом месяце товар не продавался, в этом он может потребоваться просто потому, что на него наступил сезон;
  4. Маркетинговый запас, т.е. на случай проведения различных акций и других мероприятий, направленных на узнаваемость вашего бренда;

При использовании совместно с ABC еще и XYZ классификацию товаров, можно составить матрицу, которая покажет не только экономический эффект по отдельным позициям, но и насколько часто клиенты у вас покупают тот или иной товар. Естественно, что товары группы X (AX, BX, CX) должны быть на складе постоянно, так как их клиент покупаем наиболее часто, хотя мы можем посоветовать держать на складе и товары группы AY.

(с) Николай Мрочковский, Дмитрий Пучков, фрагмент из книги "1С: Реальное управление малым бизнесом"

1 Comment Write a comment

Leave a Comment

Required fields are marked *.