Мечтать, как говорится, не вредно. Особенно по поводу того, что вы продадите свой малый бизнес и озолотитесь.
Дело в том, что средняя стоимость такого бизнеса обычно равна прибыли, которую он приносит в течение 1 года. А уж если от вашего предприятия одни убытки и никакого дохода, то можете представить себе, насколько «легко» и «выгодно» вам удастся сбыть его с рук.
Какие показатели бизнеса придется «подтянуть» перед продажей?
Если вы планируете подготовить свой бизнес для продажи, лучше работать не над увеличением прибыли. Это довольно долгое и нудное занятие, на которое вы можете бездарно ухлопать целые годы.
Гораздо выгоднее немного потрудиться над проработкой нематериальных активов бизнеса — так называемых гудвилл. На их долю может приходиться до половины стоимости вашего предприятия.
Перечислим основные нематериальные активы бизнеса
- отлаженная система найма и обучения сотрудников — пусть будущие покупатели вашего бизнеса будут приятно удивлены, узнав, что сотрудники компании готовы работать без участия собственника;
- положительная банковская история — никаких долгов и непогашенных кредитов (тогда новый владелец компании сможет рассчитывать на дополнительное финансирование);
- отлаженная система привлечения клиентов — раскрученный и посещаемый сайт, множественные каналы сбыта продукции (в том числе — и через партнеров) и т.д.;
- наличие CRM — системы управления взаимоотношениями с клиентами;
- наличие активной клиентской базы, по которой регулярно совершаются повторные продажи;
- налаженные деловые связи с партнерами, поставщиками, рекламщиками и прочими полезными людьми;
- реализация стратегий развития — в компании должна быть документированная система управления проектами.
- белая отчетность — продаваемый бизнес должен быть чистым по налоговой декларации, чтобы его новый владелец не получил по наследству никаких рисков, связанных с налогами;
- уровень лидерства на рынке — чем «масштабнее» предприятие, тем выше будет его стоимость;
- прозрачный управленческий учет;
- наличие торговой сети — одну торговую точку продать крайне сложно, а вот торговая сеть (особенно развернутая в нескольких регионах) может заинтересовать многих потенциальных покупателей бизнеса.
Какой малый бизнес продается лучше всего?
Это вы можете легко выяснить собственными силами. Возьмите любую газету бесплатных объявлений, откройте соответствующую рубрику и посмотрите, какие бизнесы чаще всего продаются и покупаются.
Бесспорными фаворитами в этом списке являются оконный и ресторанный бизнес. Кроме того, довольно большим спросом пользуются различные магазины и пиццерии. И всё… Другие виды бизнеса продаются крайне редко.
Большой популярностью в этой отрасли рынка пользуются именно торговые сети с налаженной системой привлечения клиентов, а не скромные розничные предприятия с одним единственным офисом. Покупатели прекрасно понимают, что такие «малогабаритные» бизнесы сложно раскрутить и вывести на более-менее приличный уровень по объемам продаж.
Такая корова нужна самому…
После того, как вы проработаете все эти показатели, главное не оказаться в роли паренька, продающего хамелеона: «Продам зеленого хамелеона. Нет, красного. Нет, синего. Нет, фиолетового. Прикольно… Не продам!».
Сумели раскрутить и продать один бизнес? Отлично! Тогда почему бы вам теперь не поставить это дело на поток?!
P.S. Хотите стать настоящим профи в ведении бизнеса? Тогда приглашаем вас на Бизнес Коучинг от Андрея Парабеллума и Николая Мрочковского.
Это уникальная программа комплексного развития для предпринимателей и собственников бизнеса!
Что вы получите по результатам тренинга:
- дополнительные деньги, рост прибыли;
- обучение у лучших бизнес-тренеров и самых популярных авторов деловой литературы в России;
- персонального коуча, который будет помогать вам внедрить полученные знания;
- возможность развиваться без отрыва от вашего бизнеса (узнали что-то новое и сразу внедрили);
- колоссальную экономию времени и денег по сравнению с «живым» обучением с сомнительным эффектом, например в бизнес-школах
- и еще много-много фишек и приемов, которые даже не снились вашим конкурентам.
Успеть вписаться в программу, пока еще идет набор на Бизнес-Коучинг.
P.P.S. Как вы думаете, можно ли выгодно продать ваш бизнес в том состоянии, в котором он сейчас находится? Поделитесь своими размышлениями в комментариях к этой статье.