Search Menu

Проблема кассовых разрывов

Проблема с нехваткой оборотных средств «в моменте», т.е. кассовых разрывов, касается в основном собственников малого бизнеса, хотя она может  быть актуальной и для более крупных компаний.

Характеризуется проблема тем, что в какой то момент бизнесу становится тяжело, а иногда даже и невозможно, осуществлять регулярно запланированные платежи. При этом в целом вроде бы денег должно на все хватать. И как правило, такая проблема возникает как бы вдруг, хотя ничто и никто не мешает вам позаботиться о ней заранее.


Пример из практики

Компания ООО «Рога и Ко» в январе заключила контракт на 1 млн. рублей, по которому клиент оплачивает ей заказ 4 частями по 25% от общей суммы каждый месяц до 15-го числа. То есть
250 тыс. – предоплата
250 тыс. – до 15 февраля
250 тыс. – до 15 марта
250 тыс. – до 15 апреля

Если подобных оплат много, и четкий учет не ведется, то нередка ситуация, когда в конце марта управляющий бизнеса, как это случилось с «Рогами и Ко», считает что оставшиеся 250 тысяч у него в апреле уже есть (хотя они реально поступят только 15-го числа). И на 10-е апреля он делает поставщику заказ на 200 тысяч, рассчитывая расплатиться из тех 250 тыс.

10-го числа, когда выставлен счет и поставщик готов отгрузить товар, «внезапно» обнаруживается, что денег-то еще нет! То есть они как бы есть – в виде дебиторки – но реально поступят на счет лишь 15-го числа. А платить надо сегодня, поскольку иначе отгрузка не произойдет и в свою очередь пострадает уже следующая сделка с клиентом, запланированная на 13-е апреля.


Когда становится понятно, что дебиторская задолженность неуклонно растет (на тему дебиторки рекоменду мою книгу «1С: Коллектор. Как построить автоматизированную систему управления дебиторской задолженностью»), клиенты не торопятся платить за вашу продукцию, а в то же время необходимо вовремя платить по кредитам, закупать материалы и выплачивать заработную плату, невольно начинают возникать мысли о том, что что-то идет не так в вашем бизнесе.

Не контролируя денежные потоки, вы заранее загоняете себя в крайне сложную ситуацию. Когда становится понятно, что денег на текущую деятельность уже не хватает, выход может быть один – срочно взять кредит или еще один кредит, если к этому времени на вас уже лежит финансовое бремя.

К слову, сделать это, да к тому же достаточно оперативно – крайне сложно, а для малого бизнеса на приемлемых условиях – почти нереально. А если и получается, то подобный кредит лишь отсрочивает катастрофу на небольшое время, но не позволяет ее избежать.

Продолжение следует…

(с) Николай Мрочковский, Дмитрий Пучков, фрагмент из книги "1С: Реальное управление малым бизнесом"

3 Comments Write a comment

  1.    Наличие кассовых разрывов часто подвигают  руководителей компаний малого бизнеса на внедрение планирования денежных потоков, внедрение управленческого учета, внедрение бюджетной системы. Рано или поздно все начинают понимать , что без этих инструментов бизнеса не прожить.
          Но, к сожалению, даже самый строгий контроль  и планирование денежных потоков не гарантируют отсутствие кассовых разрывов.  Клиенты используют любые способы и "отмазки", чтобы хоть на денек задержать платеж.  
          Для решения задачи краткосрочных кассовых разрывов хорошо помогает  овердравт  с небольшим сроком погашения . Его и получить легче, но самое главное овер не даст попасть в глубокую финансовую яму.
       Тем не менее возможность оказаться перед проблемой отсутствия денежных средств для погашения овера есть если не ведется планирование и контроль над денежными потоками. Поэтому только строгий учет и контроль над целевым использованием банковских  кредитных инструментов для закрытия кассовых разрывов позволят быть застрахованным от краткосрочной нехватки денег.

  2. Вспоминая советских классиков: "Социализм — это учёт и контроль".

  3. Спасибо, Армен!
    Видна рука профессионала! :)

Leave a Comment

Required fields are marked *.