Не стоит испытывать больших иллюзий по поводу стоимости вашего бизнеса. Если это малый бизнес, то в среднем его стоимость равна прибыли, которую он приносит за 12 месяцев.
Стоимость бизнеса может так же увеличиваться на стоимость нематериальных активов — его гудвилл. Доля нематериальных активов в классическом бизнесе может доходить до 50% от стоимости продажи бизнеса. К таким активам можно отнести:
- отлаженную систему найма и обучения сотрудников — точка, где люди готовы работать в компании без участия собственника;
- отлаженную систему привлечения клиентов — посещаемый сайт, различные каналы сбыта через партнеров, сеть торговых точек в разных городах;
- систему управления взаимоотношениями с клиентами — CRM;
- активную клиентскую базу, наличие регулярных повторных продаж;
- положительную банковскую историю.
- налаженные деловые связи с поставщиками, рекламщиками, партнерами;
- опыт управления и наличие менеджмента в компании.
- реализацию стратегий развития, наличие в компании документированной системы управления проектами.
- лидерство на рынке, долю рынка, монополию.
- прозрачный управленческий учет;
- белую внешнюю отчетность.
- торговую сеть.
Прежде чем говорить о бизнесе на продажу, следует понимать, что покупают в первую очередь источник клиентов. И ваша сбытовая сеть — это не один офис, а целая сеть с хорошими объемами продаж, которые вы можете продать крупному производителю, заходящему в ваш регион. Если у вас нет офисов, то продать бизнес будет достаточно сложно.
Фрагмент из книги «Бизнес на автопилоте. Как собственнику отойти от дел и не потерять свой бизнес»
P.S. Чтобы примерно оценить положение дел в вашей компании и ее ценность для покупателя, посчитайте скольким из вышеперечисленных пунктов она соответствует. Это число напишите в комментариях.
1 Comment Write a comment