Search Menu

Ошибка в управлении затратами №1

Некорректная работа с прямыми и косвенными затратами

Что значит некорректная работа? При управлении затратами очень важно понимать какие из них являются прямыми, а какие косвенными и в зависимости от этого распределять их на определенные виды продукции.

Возьмем, к примеру, розничную торговлю бытовой техникой. Понятно, что основную часть затрат составляет себестоимость товаров.

Но есть и другие прямые затраты, которые также необходимо учитывать. Доставка, например, упаковка товара и т.д. Это прямые затраты, которые должны идти на себестоимость конкретной партии товара, а бывает, что их распределяют по всем партиям, считая их косвенными.

Важно понимать, что во многих бизнесах (не во всех, конечно) именно работа с поставщиками придаст наибольший эффект по увеличению рентабельности, в то время как в первую очередь пытаются сэкономить на других расходах. «Продавив» поставщика на дополнительную 10% скидку можно быстро добиться серьезного сокращения затрат.

Косвенные затраты нельзя отнести к конкретной партии товара. Их нужно распределять. Причем, от того, какую базу распределения вы выберете, будет сильно зависеть результат на выходе (т.е. прибыль), а также сокращение ассортимента продукции.

Поэтому здесь нужно быть очень аккуратным, но помнить, что в любом случае, идеальной себестоимости получить всё равно не удастся и приходится довольствоваться определенным уровнем условности при распределении косвенных расходов.  

К косвенным затратам относятся такие затраты, как аренда помещения, зарплата руководства, затраты на связь и т.д. В реальной жизни в малом бизнесе распределение косвенных затрат происходит чаще всего «котловым» методом, когда все косвенные затраты распределяются по всей отгруженной продукции пропорционально какой-то базе распределения, например выручке. Т.е. на ту продукцию, которой было больше реализовано в этом месяце идет большая часть косвенных расходов, а на ту, что меньше, меньшая часть.

Но стоит отметить, что при использовании «котлового» метода приходится сталкиваться с ошибками, которые он порождает. Конечно, «котловой»  метод очень удобен бухгалтеру. Но в данной ситуации может возникать парадокс, когда весь бизнес-процесс стабилен, а себестоимость по месяцам скачет очень сильно.  В зависимости от изменения величины расходов и объемов выпуска и реализации продукции.

Плюс возникают ошибки нормативного учета, когда рассчитываются нормы распределения затрат при определенном выпуске, а в следующем месяце, когда объем выпуска существенно изменился, по инерции применяют те же самые нормы распределения,  тем самым сильно искажая себестоимость.

К плюсам «котлового» метода относится то, что он проще остальных и дает в целом приемлемую степень точности данных, однако использовать его необходимо более тонко, не под одну гребенку, как делают многие.

Продолжение следует…

(с) Николай Мрочковский, Дмитрий Пучков, фрагмент из книги "1С: Реальное управление малым бизнесом"

Leave a Comment

Required fields are marked *.